Методические рекомендации по работе с семьями с детьми и подростками с ОВЗ,
инвалидностью, ментальными нарушениями в трудных жизненных ситуациях

Рекомендовано для специалистов НКО, государственных учреждений, родителей


Москва 2024


При поддержке Фонда Президентских грантов

Авторы:
Петровская Нина Павловна, клинический психолог, медицинский логопед,
основатель инклюзивных мастерских «Сундук», руководитель программ
Фонда «Единение»
e-mail : pninapavlovna@mail.ru
Черкашина Майя Валерьевна, мастер-наставник инклюзивной мастерской
«Сундук», арт-педагог, художник народных промыслов
Гончаренко Виктория Ярославовна, специальный педагог, эрготерапвт,
специалист по сенсорному развитию.
Коваленко Дарья Викторовна, специальный педагог, эрготерапвт, специалист
по сенсорному развитию.
Рисунки : Наталья Золоторёва, мастер-наставник мастерской «Сундук»,
художник.

В пособии авторы изложили свой опыт и теорию, которую используют в работе с детьми

ОВЗ, аутизмом, нарушениями развития. В пособии рассказано о методах установления

эмоционального контакта с такими детьми, о том, как преодолеть барьеры и начать понастоящему помогать им. Вторая глава посвящена коррекционно-развивающей работе с

детьми, описываются возможности использования упражнений из нейропсихологии, а так

же указываются практические рекомендации и методы проведения занятий. Пособие

основано на материале англоязычной литературы, посвященной оборудованию для

развития мозга ребенка, а также опыте нейропсихологов, логопедов-дефектологов.

Мы рассмотрим практические советы, техники и упражнения, которые помогут вам

взаимодействовать с ребенком, понимать его потребности и находить общий язык. Не

отказывайте себе в возможности помочь этим детям – они заслуживают любви, внимания

и поддержки

Оглавление
Введение
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСВА СО ВЗРОСЛЫМ
Особенности занятий с детьми с аутизмом или другими нарушениями развития Развитие эмоционального общения со взрослым. Игры для налаживания контакта с ребенком

ГЛАВА 2 НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Как нейропсихология помогает нам быстрее обучать и преодолевать проблемы в развитии Теоретические основы мозга ребенка(кратко)

ГЛАВА 3 СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, как одна из основ эффективного функционирования мозга

ГЛАВА 4 ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ

Заключение
Список литературы и источников

Введение
В каждой улыбке, в каждом взгляде детей с особыми потребностями, раскрывается целый мир нежности и бесконечной силы духа. Мы с радостью представляем вам данное методическое пособие, спроектированное на основе опыта Благотворительного фонда помощи ментальным инвалидам «Единение» за годы 2023-2024. Его цель - поделиться с вами всеми итогами нашего проекта, нацеленного на поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. А также предоставить базовые принципы, на которых можно строить свои собственные проекты или организовывать работу с этими удивительными детками и их бесконечно любящими семьями. Пусть это пособие станет вашим проводником в мире заботы и поддержки, где каждый маленький шаг приносит свет и тепло в сердца тех, кто нуждается в наше м внимании и понимании.

Можно сказать, что история этого издания началась еще в 2013 году, когда мамы особых детей и специалисты решили создать инклюзивную мастерскую «Сундук» в городе Москве, где начинали свою взрослую жизнь ребята с ментальными нарушениями 18+. Но уже с первых недель работы стало понятно, что и детям с ОВЗ, аутизмом, такие мастерские нужны не меньше. С каждым годом детей, обратившихся за помощью, становилось больше, задачи помощи особым детям нуждались в специалистах и финансировании. Этот проект получил поддержку Фонда Президентских Грантов в 2023 году, направлен на психологическую помощь и сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов школьников и школьников на надомном обучении в трудной жизненной ситуации. Мы назвали его «Шаг в будущее» и зашагали вместе с нашими участниками проекта. Мы очень верим, что это поможет вам написать свой важный грант и помочь семьям с детьми. Такая помощь будет нужна всегда. Итак.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСВА СО ВЗРОСЛЫМ
Секрет успеха в развитии ребёнка заключается в том, что прежде чем приступить к любым занятиям с ребенком, необходимо установить эмоциональный контакт с ним. В случае, когда ребенок не использует речь, лишь несколько слов, или его могут понимать только близкие. Это становится серьезным барьером при оказании помощи такому ребенку, который может еще и не сидеть на занятии, перемещаться по всему помещению и проявлять агрессию. Что же делать тогда? Не отказывать в занятиях, как часто бывает. И ребенок с трудным поведением оказывается опять на нужен только маме.

  • Установить эмоциональный контакт. Это может быть сделано через игру, мимику, жесты, или любой другой способ, который поможет у ребенка почувствовать вашу поддержку и внимание.
  • Если ребенок не использует речь или у него есть другие трудности в общении, важно понимать, что это не значит, что связь с ним невозможна. Важно быть терпеливым, демонстрировать понимание и сострадание.
  • Если ребенок проявляет агрессию или неспособен сидеть на занятии, возможно, ему нужно дополнительное внимание и поддержка. Важно помнить, что поведение ребенка — это его способ выражать свои эмоции и потребности. Поддержка и понимание помогут ребенку почувствовать себя безопасно и защищенно.
Пример из нашей работы.
На первых занятиях мы предложили завернуться в плед, попели, посмотрели диафильмы.
Уже на следующем занятии приступили к коррекции поведения. Не страшно, если 1–2, а может и больше занятий уйдет на установление контакта с ребенком.
Не отказывайтесь от занятий с таким ребенком. Вместо этого, постарайтесь найти способы, как помочь ему проявить свои способности и развиться. С вашей поддержкой и пониманием даже самые трудные ситуации могут быть преодолены.
При взаимодействии с семьей, у которой есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), который приходит на занятия к специалистам, рекомендуется следующие методические подходы:

  • Индивидуальный подход: Учитывайте особенности и потребности каждого ребенка с ОВЗ. Разработайте индивидуальную программу обучения и развития, основываясь на его специальных потребностях и интересах.
  • Сотрудничество с семьей: включите родителей в процесс обучения и развития ребенка. Регулярно общайтесь с ними, делитесь прогрессом и проблемами, обсуждайте стратегии поддержки и совместно разрабатывайте планы действий.
  • Позитивная атмосфера и поддержка: Создайте дружелюбную и поддерживающую атмосферу во время занятий. Подчеркните успехи и достижения ребенка, поощряйте его старания и терпение. Обеспечьте ребенка чувством безопасности и уверенности в своих возможностях.
  • Регулярная оценивайте и проводите мониторинг: регулярно оценивайте прогресс ребенка и его способность воспринимать и усваивать информацию. Следите за его развитием и корректируйте программу обучения
Из рассуждений наших специалистов …

Родители особого ребенка не превратились в супергероев, им трудно всегда! Даже если они научились преодолевать часть трудного поведения или агрессии своего ребенка, каждый раз, когда семья оказывается с ребенком с истерикой или негативным поведением при других людях, им надо помогать. Родители испытывают стыд, вину или отчаяние.
Боль, беспокойство и страхи детей парализуют их, и ничто не может облегчить их страдания.

Избавьте на своих консультациях или общении семью слышать банальности
ГЛАВА 2 НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Мозг ребенка — это сложная и уникальная структура, которая играет важную роль в его развитии и функционировании. В течение первых лет жизни мозг ребенка проходит активный процесс формирования и организации нейронных связей.

Основные теоретические основы мозга ребенка включают:

1. Нейропластичность - способность мозга изменять свою структуру и функцию под воздействием опыта и обучения. Это позволяет мозгу ребенка активно адаптироваться к новым ситуациям и учиться.
2. Критические периоды - определенные временные отрезки в развитии ребенка, во время которых определенные навыки и способности формируются особенно быстро и легко. Недостаток опыта в эти периоды может привести к проблемам в развитии.
3. Мозговые системы - мозг ребенка состоит из различных систем, отвечающих за разные функции, такие как движение, зрение, слух, память и эмоции. Взаимодействие этих систем позволяет ребенку взаимодействовать с окружающим миром и обучаться.
4. Развитие фронтальной коры - фронтальная кора мозга, отвечающая за планирование, принятие решений и контроль поведения, продолжает развиваться в течение всего детства и подросткового периода. Это объясняет изменение поведения и способности ребенка к саморегуляции.

Понимание этих теоретических основ мозга ребенка помогает нам лучше понять его развитие и создать условия для оптимального развития и обучения.

Ситуация развития ребенка со сложностями -это…


Если ваш ребенок не может долго усидеть на месте, постоянно ерзает, вскакивает и ходит, это может указывать на проблемы с концентрацией внимания. Также он может отличаться своеобразными движениями, неуклюжестью, иногда спотыкаться и падать на ровном месте. У него может быть плохая память, он не способен выучить небольшой отрывок или путает местами слова и буквы. Его поведение может противоречить возрастным нормам: он может быть слишком медлителен и равнодушен к происходящему вокруг, либо, напротив, чрезмерно активен.

В таких случаях рекомендуется обратиться к детскому нейропсихологу, который специализируется на помощи детям с подобными трудностями. Детский нейропсихолог проведет комплексное обследование и разработает индивидуальный план помощи, учитывая особенности вашего ребенка.

С помощью специальных методик и подходов, детский нейропсихолог поможет вашему ребенку развить навыки концентрации внимания, улучшить координацию движений, развить память и улучшить общую социальную адаптацию.

Не стоит оставлять эти проблемы без внимания, так как они могут сказываться на учебных успехах и социальной жизни ребенка. Обратитесь к детскому нейропсихологу, чтобы ваш ребенок получил необходимую помощь и мог полноценно развиваться.

Нейропсихолог — кто это?


Детский нейропсихолог - это клинический психолог, специализирующийся на оказании помощи детям с трудностями социальной адаптации, обучения и коммуникации.

Нейропсихология - это научная область, которая изучает взаимосвязь между мозгом и психологическими процессами, такими как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции и поведение. Она основана на предположении, что психологические процессы и поведение могут быть объяснены и поняты через изучение нейроанатомии, нейрофизиологии и нейрохимии мозга.
Упражнения из нейропсихологии, которые могут использовать другие специалисты и родители, которые помогают взрослеть ребенку
или
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД к помощи детям.
Для эффективного обучения ребенка важно ознакомиться с основами нейропсихологии, включая принцип Л. С. Выготского, который объясняет социальное происхождение высших психологических функций (ВПФ).

Теория Л.С.Выготского о социальном происхождении ВПФ является важным инструментом для успешного обучения детей. Эта теория основана на предположении, что развитие психических функций происходит через социальное взаимодействие с окружающей средой. Дети активно взаимодействуют с окружающими людьми и используют их знания и опыт для развития своих психологических функций. Например, ребенок может изучать язык, наблюдая и слушая родителей и других близких людей. Он учится речи, пониманию и общению через социальное взаимодействие. Окружение становятся моделями и наставниками, которые помогают ребенку развивать его психические функции. Они создают зону ближайшего развития, в которой ребенок может осваивать новые знания и навыки, которые он не может освоить самостоятельно.

Принцип социального генеза ВПФ : «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая» [2, с. 145]. Простыми словами – это от простого к сложному. От внешнего к внутреннему. Вначале взрослый говорит, что нужно сделать, и ребенок выполняет это. Постепенно ребенок научается самому себе давать инструкции , что нужно сделать, и выполняет это действие. Вскоре ребенок может про себя сказать, что нужно сделать, и самостоятельно выполнить это действие.

А если у ребенка нарушены ВПФ или они не "созрели", то успешность в формировании навыков чтения или письма без опоры на сильные звенья будет крайне сложным, неадекватным, а часто и невозможным. Именно из-за отсутствия этих знаний о нарушениях ВПФ специалисты сталкиваются с непреодолимыми трудностями, а ребенок становиться для них «необучаемым».

Лев Семенович Выготский и его ученик, Александр Романович Лурия утвердили, что ВПФ имеют системное строение, т.е. состоят из разных компонентов. Чтобы было легче это понять, рассмотрим на примере функции ребенка, когда он осваивает письменную речь. По мнению Л.С. Выготского, «функция никогда не связана с деятельностью одного какого-либо центра, но всегда есть продукт интегральной деятельности строго дифференцированных, иерархически связанных между собой зон мозга» [1, с.352]. функция письма у первоклассника включает следующие звенья или компоненты :
- переработка слуховой информации — это фонематический анализ слова, восприятие слов продиктованного предложения, переход от звучания слова к его значению, запоминание предложения на слух;
- переработка кинестетической информации, т. е. ощущений от двигающихся органов.
- переработка зрительной информации – переход от звука к букве.

ИНТЕРЕСНО!

Переход от звука к букве – это аналитическая левополушарная стратегия переработки зрительной переработка зрительно-пространственной информации – с помощью этого звена ребенок ориентируется на листе бумаги и находит, где начать писать, он удерживает строку, поддерживает одинаковый наклон и размер букв. Все эти операции совершаются при ведущем участии холистической правополушарной стратегии переработки информации, а вот выбор правильной не «зеркальной» формы буквы зависит как от правополушарной, так и левополушарной стратегии

-серийная организация движений – когда первоклассник знает что и где писать,

включается моторное программирование графических движений. Написание каждой

буквы и слова представляют собою серии движений, выполняемых по моторной

программе.

ИНТЕРЕСНО!

Если серийная организация движений не сформирована, ребенок будет писать

медленно, поэлементно, пропускать или писать лишние элементы (это упрощение или

инертное повторение элементов программ);

- программирование, регуляция и контроль действий – поддержание активного

произвольного внимания, оставаться сосредоточенным на задаче -не отвлекаться на

другие раздражители;


- поддержание оптимального уровня активации мозга при письме;

ИНТЕРЕСНО!

Если это звено функционирует недостаточно, ребенок гиперактивен или, наоборот,

засыпает, когда ему нужно писать. Высокая утомляемость детей в ходе выполнения

заданий – одно из проявлений слабости этого звена.

ИТОГО: шесть звеньев ВПФ- письменная речь. Каждое из которых может быть нарушено.
Именно в ходе диагностики нейропсихолог может понять, на что опираться при
коррекционной работе, а клеше -«ленивый ребенок» или «невнимательный» становиться
для любого педагога ненужной информацией.

Поскольку наш труд посвящен нейропсихологиеческому подходу, и вы не должны быть
нейропсихологом и провести диагностику ВПФ не можете, то опираться вы будете на
научные знания из работы А.Р. Лурия, высказавшем теорию о трех функциональных блоках
мозга.

«Любая психическая функция или деятельность - это вертикально организованная система, состоящая из трех основных взаимосвязанных функциональных блоков, каждый из которых обладает собственной мозговой организацией» [1969, Лурия А.Р. ]. Таких блока три. Опишем их.
Картинка 1
Первый функциональный блок мозга – блок регуляции тонуса и бодрствования. Функциональное значение первого блока мозга заключается в обеспечении общего активационного фона, на котором реализуются все психические функции, а также в поддержании общего тонуса ЦНС и баланса возбуждения и торможения, необходимых для любой деятельности. Первый блок мозга имеет непосредственное отношение к процессам внимания и сознания в целом. Это уровень непроизвольной саморегуляции. Мозговые структуры, входящие в этот функциональный блок, особенно страдают при любых неблагоприятны условиях перинатального и постнатального периодов развития ребенка.

Какой ребенок со слабостью функций первого блока?

Ребенок быстро утомляется или все время возбужден. В учебную деятельность медленно включается, она нестабильна. Ребенок испытывает трудности концентрации и распределения внимания.

Второй функциональный блок мозга – блок приема, переработки и хранения внешней информации, получаемой из внешнего мира, и является основным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы.
– включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий (височных, теменных, затылочныхи зонах их перекрытия) См. Картинка 1

Какой ребенок со слабостью функций второго блока?

Ребенок с бедностью, однотипностью движений тела в пространстве, недостаточной координацией и неловкостью может испытывать трудности в сенсомоторном развитии и формировании пространственных представлений. Ребенок может иметь трудности с осознанным управлением своим телом и неспособностью адаптировать движения к различным условиям. Ребенок может испытывать затруднения в выполнении сложных моторных задач, таких как письмо, игра на музыкальных инструментах или участие в спортивных играх. Несформированность сенсомоторных координаций означает, что ребенок может иметь трудности в интеграции сенсорной информации и контроле своих движений. Это может приводить к неуклюжести и несогласованности в движениях. Несформированность пространственных представлений означает, что ребенок может испытывать трудности в восприятии и понимании пространственных отношений, таких как расположение объектов в пространстве, ориентация в пространстве и пространственное планирование.

Для помощи ребенку с такими трудностями важно предоставить индивидуальную поддержку и помощь. Это может включать в себя специальные программы и упражнения для развития сенсомоторной координации, моторных навыков и пространственных представлений. Также важно создать стимулирующую и поддерживающую среду, где ребенок сможет практиковать и развивать свои навыки. Работа с педагогами, терапевтами и специалистами поможет ребенку преодолеть свои трудности и достичь своего потенциала в различных сферах жизни.

Третий функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции
и контроля обеспечивает программирование, регуляцию и контроль психической деятельности, включает кору передних отделов больших полушарий (моторную, премоторную и префронтальную области). Это уровень произвольной саморегуляции.
Какой ребенок со слабостью функций третьего блока?

У ребенка: повышенная отвлекаемость на любой стимул, наблюдается тенденция к упрощению любой программы. Трудности с решением смысловых задач, пропуски букв, недописывание слов, недоделывание упражнений. Крайне бедная речь.

ВАЖНО ПОНИМАТЬ!
Процесс письма осуществляется работой всех блоков мозга. Вместе с тем каждый блок принимает определенное, специфическое участие в процессах письма. Письмо обеспечивается совместной работой мозга как целого, однако может быть нарушено при дисфункции практически любой области коры или подкорковых структур, в которых локализованы функциональные компоненты письма. Причем, по мнению А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной и других авторов, очень важно то, что при нарушении любого из структурных компонентов, расстройства письма будут иметь особый характер.
Мы не хотели бы написать еще одно пособие по теории нейропсихологии, постарались ознакомить вас с необходимыми знаниями, чтобы строить работу с ребенком с трудностями стало понятнее, а может вы заходите изучить нейропсихологию и стать еще одним специалистом в этой области, актуальность этих знаний теперь очень высока.

При обучении дети, участники проекта «Шаг в будущее», с нарушением развития столкнулись с разного рода трудностями на своем пути. В этом проекте у 70 % детей, ранее были диагностированы дисграфия или дискалькулия. Дети с трудом умчаться читать, считать и писать.
Когда мы начинали писать заявку на грант в Фонд Президентских грантов, мы запланировали помочь : 60 детям с ограниченными возможностями здоровья, проблемами умственного и психического развития или инвалидностью 7- 13 лет и 120 подросткам и молодым взрослым с ОВЗ, инвалидностью и ментальными нарушениями, в трудных жизненных ситуациях от 14-40 лет. И все знания, изложенные в этом пособии очень нам пригодились и мы смогли включить упражнения в наши занятия.

Далее мы поделимся упражнениями их нейропсихологии . А в главе 3 и в главе 4 вы найдете практические советы для занятий из других прикладных наук и областей, которые помогли нам достигнуть поставленных целей проекта по организации психологической помощи и сопровождению семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детей-инвалидов на надомном обучении, подростков с проблемами умственного и психического развития, молодых взрослых с ментальными нарушениями , находящихся в трудной жизненной ситуации для своевременной профилактики и коррекции нарушений психологического и физического состояния учащихся, расширения социальной адаптации, улучшения образовательной деятельности
УПРАЖНЕНИЯ, УЛУЧШАЮЩИЕ РАБОТУ МОЗГА
для детей и взрослых
Упражнения активизируют мозг, в результате чего повышается внимательность. Развиваются такие качества как: ясный слух, отчетливая речь, умение выдерживать экзамены и другие испытания. Улучается чувство равновесия и координация движений.
Комплекс упражнений, который поможет справиться с трудностями в письме, чтении, счете, внимании. Несколько энергичных упражнений приводят мозг в «движение», сохраняя при этом ясность мысли и деятельности. Такие упражнения способствуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Делать каждый день! Занимает 10 минут.

1-й шаг. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это базовое упражнение, которое проводится перед занятием. Вода позволяет быстро обогатить мозг кислородом.
2-й шаг. Запомнить, что число выполняемых упражнений от 2-6 раз.
Отмечено, что дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила:
• чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх;
• чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования, нужно нарисовать в воздухе «ленивую восьмерку»;
• если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать. Полезные советы («Присядь и глубоко подыши» - если ребенок, например, рассержен) или демонстрация-подсказка действий (ребенок пытается что-то вспомнить, взрослый, ожидая его ответа, потирает свой лоб).
Примеры отдельных упражнений из гимнастики:

«Перекрестные движения».
Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. И так мы ходим, подпрыгиваем или танцуем под музыку. Мы двигаемся вперед, назад, в стороны, мы маршируем на месте. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Хорошо, если ты также прикасаешься рукой противоположного колена. Представляешь, когда работают оба полушария твоего мозга, тебе легче, проще узнать что-то новое!

«Даббл Дудл» (Симметричное рисование).
Сначала ты можешь рисовать «двуручные» рисунки на классной доске или на больших листах бумаги на стене, потом переходи к работе за столом на меньших листах. Стань или сядь по центру своей рисовальной поверхности и одновременно двумя руками рисуй одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением). Следи глазами за тем, что ты одновременно делаешь справа и слева.

«Слон».
Слегка согни колени. Вытяни левую руку вперед и так склони голову к плечу, как будто она приклеилась. Теперь рисуй рукой в воздухе лежащую восьмерку и вместе с рукой делай движение всем корпусом. Не забудь при этом смотреть поверх руки вперед и вдаль. (Возможно, ты увидишь «две руки» - это нормально.) Повтори упражнение правой рукой.

«Лежащая восьмерка».
Начинай рисовать левой рукой восьмерку из середины воображаемой цифры движением влево вверх. Следи взглядом за движением твоей руки. Нарисуй восьмерку три раза левой рукой и столько же раз правой рукой, а затем трижды нарисуй ее двумя руками сразу.

«Ножной насос».
Сядь на стул и положи ногу на ногу, т.е. на колено другой ноги. Крепко обхвати кончиками пальцев начало и конец икроножной мышцы. Двигай ступней вверх и вниз. Представь, будто твоя мышца на ноге из пластилина, который постепенно становится все мягче. Повтори упражнение с другой ногой.

«Сова».
Положи левую руку на противоположное плечо и крепко прижми его. Поверни голову и посмотри назад через одно плечо, затем через другое. Потом опусти подбородок к груди, сделай глубокий вдох и расслабься. Сделай так по три раза с каждой рукой.

«Активная рука».
Подними одну руку вверх и обхвати ее другой рукой. Сделай медленный выдох и одновременно подтолкни вытянутую руку еще выше. При каждом выдохе двигай вытянутой рукой в другом направлении: сначала назад, затем вперед, направо и налево. Повтори упражнение с другой рукой.
ГЛАВА 3 СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, как одна из основ эффективного функционирования мозга
В наши дни стремительно набирает форму такой вид детского развития, как сенсорное. Давайте вместе с вами разберёмся, что же это такое и почему оно так важно в наше время, особенно для детей с ОВЗ, инвалидностью и ментальными нарушениями.
В норме мы развиваем все наши сенсорные системы естественным образом. В детском возрасте: слушаем пение птиц, животных (слуховая), смотрим на красоты природы и созданные человеческими руками -море, горы, леса, поля, архитектура (зрительная), нюхаем еду и запахи, которые нас окружают (обонятельная), трогаем всё что нас окружает, проводим разные манипуляции с предметами, различаем горячее и холодное, твёрдое и мягкое, сухое и мокрое, колючее и гладкое (осязательная), танцуем, прыгаем, делаем различные физические упражнения (проприоцептивная), кружимся и качаемся на качелях (вестибулярная), медленно пробуем новые вкусы съедобные и даже несъедобные (вкусовая).
Дети, имеющие ментальные нарушения как правило лишены много из этого, поэтому нам на помощь приходят сенсорные комнаты для специального развития в искусственных условиях.
Сенсорная комната (мультисенсорная комната) – комната для специальных занятий, заполненная стимулами для всех сенсорных систем.
Первоначально сенсорная комната была разработана в Голландии с целью обеспечения больных с интеллектуальной недостаточностью подходящими средствами для проведения досуга и получения ощущений и чувств, которых они лишены в реальной жизни. Само слово «Снузилен» (сенсорная комната), взято из голландского языка, собрано из двух слов – «обонять» и «осязать» - попытка выразить концепцию взаимодействия ощущений и эмоций. Сенсорная комната предназначена как для проведения лечебных сеансов детям и взрослым, так и для улучшения качества жизни здоровых людей. Поэтому за рубежом сенсорные комнаты используются в специализированных реабилитационных центрах, спецшколах, центрах развития детей. Опыт мировой и отечественной практики, показал, что соединение сенсорных и физических упражнений положительно влияет на общее эмоциональное, речевое и социальное развитие, ведь недоразвитие и дезинтеграция эмоционально-волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового, тактильного генезиса являются составными частями хорошо известного диагноза – задержка психического развития. (Р.Р. Кадырова)
Хочу добавить немного информации о том, зачем же специализированная комната и занятия по сенсорному развитию для здоровых детей, ведь они могут всё это взять из окружающей среды естественным путём.
Мы сейчас живём в мире сверхбыстрых скоростей, невозможности поездок на природу для детей и всё чаще и чаще стали появляться младшие школьники и дошкольники, у которых трудности в подготовке к школе или уже в первом классе проблемы с обучением и поведением на фоне полного отсутствия каких либо специальных диагнозов. Всё дело в недостатке естественного сенсорного развития в дошкольный период.
Сейчас даже появился специальный термин “дети ЖК” (жилого комплекса). Это про деток которые в своём развитии пропустили период сензитивного (сенсорного развития) или же заменили его ранним интеллектуальным развитием. А ведь период развития сенсорных систем является фундаментальным, который обязательно должен быть пройден ребёнком в его развитии, ведь без этого ребёнок даже при большом желании не сможет приступить к академическому обучению в школе.
Мы являемся дипломированными эрготерапевтами и специалистами по сенсорному развитию в фонде города Москвы – БФ “Единение”. У нас есть полностью оборудованная сенсорная комната, также большой спортивный зал для групповых занятий и прекрасная современная кухня, в которой мы проводим занятия с пищевой избирательностью и элементы ароматерапии.
Также хочу добавить, что наши занятия и любые занятия по сенсорному развитию не заканчиваются в кабинете. Они продолжаются дома с родителями и семьёй. И семья получает от нас после каждого занятия домашнее задание для встраивания элементов сенсорного развития в ежедневную жизнь ребёнка.
А теперь погружаемся в нашу фотогалерею по сенсорной интеграции.
На фото вы увидите разные игрушки, банки с водой, ткани, светодиодное оборудование, которое помогает ребенку увлечься и расслабиться, начать сотрудничать с окружением через интересные ощущения.
Создание мультисенсорной среды может быть в любом месте, где вы предложите ребенку поконтактировать с чем-то. Может быть это удобное кресло и плед… Может у вас есть камешки, крупы или бумага. Это может быть интересный мир вещей, главное знать, что ребенку это интересно и полезно. Через такой контакт можно начать развивающую работу.
Фонарик на двери позволяет ребенку и взрослому создать интересный сказочный мир, поговорить о том, что интересно или страшно ребенку и начать придумаыать историю, где все хорошо заканчивается , применить в разговоре нужные темы, закрепить материал.
Песочница, балансиры, пластиковые зеркала, доски с маркером…диафильмы, музыкальные инструменты превращаются в нужные дидактические материалы, а для детей пристраивается мостик от сложного поведения к обучающему. Главное , что у вас будет время для этой деятельности. Это важно знать.
Интересно рисовать свое изображение на зеркале? Очень!
ГЛАВА 4 ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСТВОМ
Черкашина Майя Валерьевна

Я рисую с детьми и взрослыми. Рисовать можно всегда, везде и всем!
Каракули. Отпусти руку свою на свободу.
Помните, как в детстве мы рисовали и приговаривали: это домик, это собака, это я... А родители смотрели и говорили, ну что же это за каляки-маляки, нарисуй красиво....
Не знали тогда взрослые, что в каляках вся красота.
В каляках кроется там много интересного. Нарисуй что-нибудь просто так. Постарайся не смотреть на руку и разреши ей рисовать линии, которые она хочет нарисовать. Можно закрыть глаза.
Нарисовали? Теперь можно посмотреть на что похожа ваша каляка-маляка. Дорисуйте не достающие детали. Раскрасьте каляку- маляку.
Рисуя таким образом мы учимся доверять себе, учимся принимать не совершенство в себе и в людях, помогаем себе выплеснуть наружу то, что долго скрывалось далеко в подсознании. Каляка-маляка может превратиться в кого угодно в умелых и любящих руках.
Попробуйте всей семьёй рисовать на своих листочках каракули. Правило одно для всех для этого упражнения: мы не критикуем, мы восхищаемся.
Рисуете, смотрите, показывайте другим, говорите, что увидели вы, позвольте сказать другим, что увидели они. При помощи цветных карандашей, фломастеров, ручек доведите до логического завершения ваши линии.
Монотипия вид не традиционного рисования.
В переводе с греч означает один отпечаток.
Монотипия одна из самых востребованных направлений арт-терапии. Монотипия – это и полноценный вид искусства, и метод психотерапии. Она доступна для любого возраста. Рисовать в такой технике может и малыш, и взрослый.
Автором метода считается Елизавета Кругликова. Художница, создавала офорты еще в начале ХХ века. Однажды случайно пролив краску и приложив к получившемуся пятну лист бумаги в отпечатке она рассмотрела интересный образ. Художница стала применять этот эффект в своих работах.
В этой технике берём в работу всё, что под рукой. Штампы, бумагу, целлофан, картон, губки, картошку и всё, чем можно оставить отпечаток.
Краски могут быть любые. Акварель, гуашь, акрил, тушь.
Хороший отпечаток получается, когда встречаются две гладкие поверхности. Например: стекло или пластик, на который наносится краска (важно, чтобы краска не высохла) и лист бумаги, который плотно прижимают к окрашенной поверхности.
После получения отпечатка можно рассматривать его и фантазировать, на что это похоже. Кистью можно дорисовать детали. А штампами изобразить не достающие элементы композиции.
В идеале этот вид творчества не нуждается в доработке. Так как это один единственный отпечаток. Но доработка имеет свой скрытый смысл и резерв. Приходят различные образы во время рассматривания и если их хочется дополнить - это можно сделать.
Интересно, когда за столом несколько участников. Тогда можно рассказывать автору отпечатка, что увидел ты в его изображении. И кругозор расширяется, и фантазия просыпается. Налаживается эффективное взаимодействие.
Монотипия затягивает и участники творческого процесса увлечённо могут добывать новые отпечатки в течении длительного времени.
Это и творчество, и игра, и терапия.
Рисуем портрет губкой.
Портрет рисовать не простая задача. Не каждый художник рисует портреты. А рисовать портрет не карандашом, не кистью, а губкой - настоящий вызов. Тем более если ты не художник.
Для работы понадобится Губка для мытья посуды, мягкой частью будем рисовать, а за жёсткую держать. Можно разрезать губку пополам. Главное, чтобы она и в руке удобно лежала, и линии широкие и тонкие рисовала. Нажатием губки регулируем толщину линии.
Понадобиться гуашь, палитра- тарелка, кисть для размешивания краски, лист бумаги и смелость. На самом деле процесс увлекательный и весёлый. Авторы портретов всегда улыбаются во время процесса и по окончании работы.
Рисуя данный портрет, мы не привязываемся к какому-то конкретному человеку, просто рисуем человека.
Гуашь нужного цвета размешиваем на палитре. Краски не жалеем. Губка из палитры краску берёт щедро, а отдаёт не всегда сполна. Необходимо применить усилие, чтобы Губка отдала цвет бумаге. Нажимая нашу "кисть" то сильнее, то слабее, можно ощутить какое количество цвета нам необходимо для определённого этапа работы.
Руки от краски можно защитить перчатками, но тогда потеряется эффект сотрудничества материала с автором. Перчатки понадобятся тем, кто боится испортить маникюр, или кто подвержен аллергии. Хоть гуашь и не должна вызывать аллергию, лучше не рисковать.
Вначале рисуем лицо - овал, круг, квадрат, треугольник - любая форма, которая выйдет из под руки мастера приветствуется. Портрет может быть реалистичным, может быть в стиле кубизма, абстракции.
Цвет лица подбираем путём смешивания красок на палитре. Губка во время рисования должна быть сухая, чтобы краска не текла, а послушно ложилась там, куда её наносит автор.
Меняя цвет краски, можно брать другую губку или же насухо вытирать выстиранную хлопковой тряпочкой.
Нарисовали лицо, шею, плечи, уши. Ведущий не подсказывает, что кроме лица нужно рисовать, художник сам изображает, но, что считает нужным.
Нос рисуем проводя линию от лба до губ.
Цвет глаз, губ, волос - подбирает каждый автор индивидуально. Причёска, головные уборы, украшения - всё в руках автора.
Если тонкие детали всё-таки страшно рисовать губкой, предлагаем сделать это кистью.
Работа готова и зачастую автор видит в этом портрете себя. Обычно рассматривание портрета - автопортрета вызывает смех. Каждый может увидеть в этом рисунке слабые и сильные свои черты. Понять, над чем нужно работать. Получить заряд бодрости. Обрести ресурс.
Можно предложить оформить свою работу в раму и повесить её у себя дома, или на работе.
Акварель
Акварель как никакой другой материал, чувствует слезы. Чувствует и помогает их пролить безопасным для души способом.
В самом начале толстой кистью смачиваем плотный лист, лучше акварельной бумаги. Начинать смачивать лист лучше сверху. Если получится расположить лист под наклоном, эффект дождя будет создать легче. Краска будет растекаться естественным путём.
Акварель позволяет отпустить ситуацию из-под контроля. Это тот материал, который невозможно спрогнозировать. Отпуская краску в свободное плавание по бумаге, мы помогаем себе отпустить тревожные моменты.
Намочив лист, покрыв его акварельными широкими мазками, можно нарисовать тёмные полосы, изображая стволы и ветви деревьев. Если под рукой есть пластиковая карта, пройдитесь ею сверху вниз, создавая тем самым поток воды. Дождливый день.

Используя жидкую акварель, (или густо окрашенную акварелью воду), пипетку и салфетку, сложенную в несколько слоёв, можно медитировать.
Капая на салфетку краску пипеткой, можно наблюдать, как круги набирают свой размер, растекаясь по салфетке и встречаясь с такими же пятнами. В начале возможно у подопечного будут слезы, но в процессе создания кругов слезы высыхают. Благодаря увлекательному процессу создания кругов Медитативное состояние помогает расслабиться.
Акварель нежная, текучая краска, любящая воду, нежно, легко стекая по листу бумаги как будто собирает слезы. Мягкий метод терапии - позволяющий отпустить ситуацию и продолжать строить свою жизнь.
Для терапевтических встреч ограничений по темам нет. Можно рисовать пейзаж, заполняя весь лист цветом. Можно нарисовать маленького мохнатого шмеля. Пушистые, мокрое, колючее, всё подвластно акварели.
Рисуем ватными дисками.
Одна из доступных и полюбившихся для детей от 3 лет и взрослых техник - техника рисования ватными дисками.
Для работы в этой технике понадобятся гуашь и ватные диски. Гуашь служит и укрывистым материалом и клеем для дисков.
Во время работы в этой технике диск нужно разделять на две половинки и этот процесс нравится и детям, и взрослым. Он несёт в себе двдвоякий эффект сосредоточения и расслабления.
Диск, в зависимости от композиции, может оставаться круглым, а может приобретать различные формы. Форму создаём при помощи ножниц. Если работают дети младшего до школьного, или младшего школьного возраста- ножницы должны быть безопасными, или взрослый помогает вырезать детали детям.
Важный момент в технике рисования ватными дисками - покрытие листа гуашью.
Гуашь– мягкий плотный материал, в котором много насыщенности, сочности, яркости. Гуашь непредсказуема, в отличие от твердых материалов; её сложнее контролировать, поскольку краски могут смешиваться, сливаться. Так же гуашь хороша тем, что можно любым цветом перекрыть другой цвет, это позволяет изменить рисунок, если в этом есть необходимость. Поэтому работа с гуашью прекрасно подходит для выражения в рисунке более сложных внутренних состояний.
Понимая пользу рисования гуашью, при не сложном процессе именно в этой технике, дорабатываем тонкие моменты с палитрой.
Если есть потребность смешивания красок 2-3 или всех цветов сразу, не препятствуем, даем насладиться процессом. Иногда работая только с палитрой, где смешиваются краски, можно прожить большой спектр чувств. Сметанообразная краска даёт неповторимые ощущения и даже звук соприкосновения кисти с краской могут вызвать неповторимые ощущения.
Затонировав лист гуашью, приступаем к композиционной расстановке дисков. Потом приклеиваем их. Процесс приклеивания - процесс интересный и завораживающий. Часто именно в этом моменте подопечный работает медленно, обдумывая детали процесса.
Раскрашивая диски важно не выйти за их границу. Сосредоточение на деталях помогает переосмыслить свои переживания.
Темы работы с круглыми дисками позволяют смягчить острые переживания. Птицы, животные, растения - темы для занятий в этой технике.
Работая гуашью, и дисками, которые позволяют перекрыть цвета, поменять местами детали, понимаем, что какие-то моменты можно изменить, перестроить.
Детям так же нравится работать с водой. Не успев набрать краску на кисть, они тут же её смывают. Превращая тем самым прозрачную воду в "компот". Это знакомство с материалом. Обычно на следующих встречах вода и её превращения перестают быть такими интересными.
Здесь, как в любом другом творческом процессе, можно работать по заданной теме, а можно после ознакомления с технологией, предложить создать свою композицию.
Коллаж
В технике коллажа не возникает страха оценки связанных с оценкой своих художественных способностей. Во взрослом возрасте чаще всего это состояние обострено. Дети же ещё не вкусили в полной мере этот комплекс.
Техника коллажа позволяет каждому получить успешный результат.
На наших встречах мы объединили техники - коллаж, аппликация, раскрашивание.
Детали для аппликации, коллажа можно подготовить заранее - тематические. Например, открытка на праздник. Или "Если бы я был деревом, то каким" "Море" "Маяк."
Можно предложить свободную тему. Сделать то, что хочется. Когда нет чёткой темы и на столе представлено большое количество материалов карандаши, фломастеры, пластилин, гуашь, акрил, отпечатки - штампы, картинки разной тематики, цветная бумага, картон - актуализируются сильные переживания, чувства, фантазии.
Используя такие темы и разные техники, мы позволяем сознанию развивать спонтанность и новизну восприятия. Освоение новых техник пробуждает новые способы поведения в неизвестной ситуации.
Важно создать атмосферу доверия, доброжелательности. Позволить работать с материалами так, как никогда не работали, или не разрешали в школе.
Скажем картинку можно не вырезать, а обрывать. Раскрашивать не карандашами, а пластилином, если не нашлось нужной картинки - нарисовать её.
Коллаж оставляем автору на память. К нему можно возвращаться и доделывать, переделывать в любой момент, когда возникнет в этом потребность.

Рисовать можно не только картины…
Рисуем свою игру
Все любят играть. Дети могут создавать свои игры. С такого занятия начинается важная тренировка всех высших психических функций. И счет, контроль действий, социальное взаимодействие.
На рисунке изображен пример игры. Его может нарисовать ребенок вместе со специалистом, родителем, братом или сестрой. Темой оформления может стать и любимый герой ребенка. Можете сами придумывать правила игры.
Игра ходилка "Мышкин дворик"
В этой игре может быть несколько победителей.
Даже если игрок придёт последним, он не проиграл, а остановился в одном из любимых мест Мышки. Злаковое поле, где можно потрудиться, попить молочка и полакомиться хлебушком. Полянка с накрытым чайным столиком, где есть цветы и ароматный чай. Озеро с уточками, где можно поплавать с подружками. Небо с тёплым солнышком, где можно отдохнуть и помечтать. Остановившийся игрок может рассказать истории из жизни соответствующие месту нахождению героя игры.
В игре есть жёлтые и оранжевые круги, которые могут или отодвинуть или продвинуть игрока.
Фишками могут послужить пуговицы, любые маленькие фигурки, которые есть у вас.
Определяет ход - кубик, который игроки подбрасывают по очереди. Очерёдность можно определить при помощи считалочки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
или
у всех своя морковка- главное ее найти

Из этого пособия можно узнать, что изучение принципов нейропсихологии и теории Выготского помогает специалистам и родителям лучше понять, как создать подходящую образовательную среду и поддерживать развитие высших психических функций, такие как внимание, память, мышление и речь у детей и взрослых. Это может включать создание стимулирующих задач, игр и упражнений, благоприятной образовательной среды а также активное участие в обучении. В первой главе мы рассказали о социальном взаимодействии с ребенком и семьей, а также о том, как способствовать успешному обучению и развитию ребенка, формированию его социальных навыков и самостоятельности.
Мы искренне надеемся, что наш опыт станет полезным в вашей работе и поможет вам создать благоприятные условия для успешного развития и обучения ребенка. Применение наших рекомендаций на практике будет важным шагом в этом процессе.
Творчество - терапия для души. Пение, танцы, рисование, коллаж, фотография и всё, что с этим связано помогает нашей душе наводить порядок в своих переживаниях. Попробуйте с утра возле зеркала спеть голосом оперного певца, широким взмахом руки нарисовать на бумаге или холсте линию, пятно, и вы почувствуете, как внутренняя скованность ослабнет. Появится свобода. Через творческие методы возможно достичь хорошей поддержки, главное творить.
На практике видно, как уныние, грусть, замкнутость ослабевает под силой кисти, музыки, песни.
Дети чаще всего охотно идут творить. Рисовать, лепить, танцевать, петь. У взрослых с этим есть загвоздка. То ли в течении жизни мы так закрываемся и ставим пунктик, что взрослые себя так не ведут, то ли боязнь ошибиться.
Большая радость для специалиста, когда взрослый снимает эти табу и начинает рисовать. И когда у них получается, глаз начинает гореть, появляется улыбка на лице. Чтобы помочь решиться на серьёзный творческий шаг, специалист может предложить разные варианты материалов, референсов. А ещё
фразы "можно ошибаться", " для вас ничего не жалко", "можно выбрать то, что хочется" работают на все 100. Среди детей часто наблюдается боязнь плохой оценки. И это грустно. На мой взгляд право ошибаться открывает возможности поиска вариантов других ответов, решений задач. И творчество помогает разобраться с этим вопросом.
Однажды мы собрались с друзьями и начали писать стихи. Вместе, по строчке.
Друзья не были поэтами и писателями. Мы просто искали рифму к слову, которым закончил строку друг. Мы были вместе, вспоминали какие то моменты и пытались из этого составить стихотворение. Затея оказалась не просто интересной, она захватывала все больше и больше людей. Позже в интернете образовалась группа, в которой можно делать стихотворные разминки по утрам и вечерам.
Писать стихи - своего рода терапия для души. Это как дневник, который человек ведёт, записывая туда свои мысли и переживания, освобождая часть своей души от непосильного груза.
Интересно писать не только то, о чем думаешь, но и о том, что видишь. По картинке ребёнка, или нарисовать свою картинку и написать Судоку. Короткий стишок без рифмы.
Поэзия как литературный жанр сопровождает нас со школьной скамьи в учебниках и книгах. В наши дни поэзия, как праздник, как терапия приходит в жизнь с неожиданной стороны. То в песне, то во время общения, то в душевном порыве срывается с уст.
Иногда сочиняются сказки.

Песенка о весеннем котёнке по имени Элис.


"Ура! Зажёгся в мире грёз знакомый огонечек! "

Здесь проживает скромный кот-

Котёнок Подмосковный.

Тут у него и белки есть,

И маленькие Тайны

И в гости входит месяц Март

И тихая Печалька

Тропинка увела опять,

За белые дорожки

Где лодка жаждет рыбака

А праздника - Галошки

Туманы скрылись за рекой

И тихо всюду - Боже!

И просыпается Мир мой

За сказочным окошком.


Автор Татьяна Жирнова

Интересно, когда стихи пишешь в одной тетради и из них вырастает целая книга, которую можно перечитывать.

То что скрыто от глаз
Что не слышно ушам
Тайной кажется нам
Не доступно для нас

В душу ты загляни
Может сердце открой
С искрой чистой взгляни
Мир внутри отвори

Эта книга стихов
Про наш внутренний мир
Что не крикнешь для гор,
Скажешь тихо, без слов

Краски в книге собрав
Поделиться хотим
Вдруг среди серых дней
Засияет твой взор.
Иногда стихи пишутся быстро, как будто бы не задумываясь. Иногда нужно долго размышлять. При этом приходит ощущение то свободы, то понимание чего то глубинного, на что раньше бы не обратил внимание. Картинка с Бетменом напомнила о доме бабушки и наполнила душу теплом из детства.

Автор Майя Черкашина
Рисунок Анна Васильева.

Бегу с добром, сбивая тучи
Нет ничего на свете круче
Бежать, скакать и улыбаться
И по дороге обниматься
И с тем, и с этим, и потом
Подарок другу сто пудов
Вручить с любовью, с огоньком
В глазах сиянье обнаружив
Шагать по лужам с ним вдвоём
Как славно день мы проведем.
Литература

1. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. – М.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1960 – 500 с.
2. .Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
3. Выготский Л.С. Динамика умственного развития ребенка в связи с обучением // Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
4. Венгер А.Л. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка // Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002.
5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
6. Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогика. Изд.1. Самара, 1998.
7. 1 Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие
8. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубликованных трудов. – М.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1960 – 500 с.
9. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб.: «Гиппократ», 224 с.
10. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. – М.:
11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. [Для фак. психологии гос. ун-тов].– М.: Изд-во МГУ, 1973 – 374 с.
12. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР,84 с.
13. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1987 – 288 с.
Полезные ссылки

Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2006_n4/Tsukerman
[Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология — 2006. Том 2. № 4]

"Терапия творчеством как метод помощи детям с особыми образовательными потребностями"
https://psychologies.ru/children/psikhoterapiya-s-detyami-svysokoy-trevozhnostyu/

"Развитие творческого потенциала у детей с особыми образовательными потребностями"- https://tellingstories.ru/terapiya-tyorca/deti-s-ovz/

Эти статьи подробно рассматривают актуальность терапии творчеством с детьми с особыми образовательными потребностями, объясняют, почему творческие методы могут помочь детям с высокой тревожностью и нежеланием учиться легче учиться и каким образом развитие творческого потенциала может быть полезным для их общего развития.